Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей: в каком возрасте лучше учить ребенка шахматам?Есть ли смысл обучать малыша такой сложной игре до первого класса?

download

Педагоги единодушны — надо спешить!

Специалисты считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте:

  1. Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. Х.Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров — в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский — в 6, А. Алехин и М. Таль — в 7. У гроссмейстера Сьюзен Полгар шахматы были среди ее детских игрушек, и к 4 годам у нее возник вопрос: как в них правильно играть?
  2. Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами — желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.
  3. Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.

И в 3 и в 4 года ведущая деятельность у ребенка игровая. Значит, чтобы обучение шахматам было результативным, нужно его организовать в игровой форме. Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником. Наше первое занятие мы начинаем с интересной сказки о шахматах. Затем знакомим ребенка с доской. Показав доску и фигуры, совсем маленьким детям (3-4 года) даем просто «поиграть» с ними. Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать. Далее постепенно в стихах и сказках знакомим ребенка с каждой фигурой: их способностями и особенностями. Как только с детками отработаны ходы каждой фигурой, малыши попробовали поиграть каждой фигурой и несколькими вместе, переходим к их расстановке и началу игры с полным комплектом. Самый важный этап – знакомство с каждой фигурой в отдельности и понимание их взаимосвязи. От того, как усвоен этот материал и привит ли ребенку интерес к игре (хочет ли он быстрее научиться играть в «настоящие» шахматы), зависит, насколько легко ребенку поддастся настоящая игра.

Дома родители могут дублировать тот материал, который ребенок прошел на занятии в игровой форме, с привлечением любимых игрушек ребенка, любимых персонажей мультиков и книг.

Прежде чем вести ребенка на занятие, хорошо было бы познакомить его с фигурками дома. Не рассказывать о самой игре, а просто пусть шахматный комплект будет в его игрушках. На занятии он увидит знакомые на вид фигурки и наощупь будет их знать. Они не будут для него чем-то таинственным и сложным. А лучше всего вести ребенка на занятия тогда, когда в очередной раз, вертя в руке Короля и Ферзя, он спросит: «Мама, а что это за фигурки? Что с ними нужно делать?».