Чтение – один из важнейших аспектов в образовании и развитии учащихся. Уделяя особое внимание развитию читательских навыков и формированию читательской культуры учеников, в нашей школе было проведено исследование. Тему мы обозначили «Я — читатель».

Нам было интересно, как дети относятся к чтению, что любят читать, что ребята думают о роли книг в современном мире.

В исследовании приняло участие  14 детей (45 % от всех учащихся школы). Это ребята из 2, 3, 4 классов.

 Вниманию читателей этой статьи мы представляем вопросы и ответы наших воспитанников.

№1 Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

_23-2147533879

Ответы:

не может – 93% учащихся
может – 7%  учащихся

Комментарии, почему не может человек жить без книги таковы:

  • каждому человеку нужно развиваться (Эвелина У.)
  • нужно узнавать новую информацию (Даша В.)
  • мы получаем знания из книг (Маша А.)
  • просто человек не может жить без книги (Арсений П., Василий Н.)

№2 Нравится ли тебе читать книги?

Ответы:

нравится  — 93% учащихся
не нравится – 0%
не очень – 7% учащихся

Комментарии, почему нравится:

  • потому что интересно;
  • потому что не знаешь, что будет дальше;
  • нравится читать свои книги;
  • нравится, когда тихо;
  • это приятно.

№3 Какие книги ты читаешь с удовольствием?

pirate-libro-di-storia_1051-554

Вот каким темам отдают предпочтение наши юные читатели:

  • О Леонардо да Винчи
  • «Энциклопедия про животных»
  • Астрид  Линдгрен «Мы все из Бюлербю»
  • 50 сказок о принцессах, «Школа принцесс»
  • Детективы, романы (Маша А.)
  • «Книга экспериментов»
  • «Всё о кролике Питере»
  • «Гарри Поттер»
  • «Мир Юрского периода», «Парк Юрского периода»
  • LEGOкнига
  • “Как это работает”
  • “Орден Жёлтого Дятла”
  • “Денискины рассказы”
  • Истории
  • О Великой Отечественной войне
  • Фантастика
  • Про животных
  • О путешествиях
  • Сказки Пушкин А.С.
  • «Всё о Дедморозовке»
  •  «Как перехитрить дракона»
  • S.T.A.L.K.E.R.
  • «Чудеса света»
  • Про пионеров

Наш комментарий: очень разнообразный список литературы у наших учащихся. Можно сделать вывод, что книга для них и в пользу, и в удовольствие.

Вот ещё интересные вопросы и ответы.

№4 Нравится ли тебе получать книги в подарок?

nino-imaginativo_23-2147533258

Ответы:
да  — 79% учащихся (Есть такой скромный комментарий: если рассказы в них не очень длинные)
нет – 7% учащихся
не очень – 14%  учащихся

№6 Книгу, которую ты читаешь сейчас, тебе подарили или ты взял её в библиотеке?

Ответы:
своя – 35% учащихся
подарили – 45% учащихся
из библиотеки – 20% учащихся

№7 У вас дома много книг?

Ответы:
много — 86%  учащихся
не очень – 0%
мало – 7%  учащихся
нет – 0%
не знаю – 7% учащихся

№8 Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

ndk

Ответы:

  • «Изумрудный город»
  • «Денискины рассказы», «Нина»
  • О Беловежской пуще
  • О животных
  • «Тайна великого Гудвина»
  • «Классная школа»
  • «Мир флагов»
  • «Раскопки динозавров»
  • «Буратино»
  • «Мумий –Тролль»
  • О Карлсоне
  • «Питер Пэн»
  • «Энциклопедия собак и кошек»
  • «Аватар», «Диверсант» (запомнились не только детские книги)
  • О Жучке
  • О Бабе-Яге
  • «Заяц и черепаха»
  • Сюда же включается часть литература из вопроса №3
  • Есть ответы, что не знаю какие книги или не помню

Выводы не нужны. Дети читают, и им это нравится. Книгу они пока рассматривают как источник знаний.

Ситуация меняется в 4  -м  классе. У книги появляются серьёзные конкуренты — смартфоны, планшеты. Не будем рассматривать причины этого жёсткого противостояния. Задача любого воспитателя – будь то родитель или учитель —  состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всех вопросах. Пусть книги и гаджеты в его жизни займут соответствующие им места и будут одинаково нужны и полезны.

Современные психологи попробовали разобраться в вопросе: «Если ваши дети не любят читать?»

Что же они предлагают и какие советы дают.

13778307_71286-700x500

Если ваши дети не любят читать?

  • И делают они это без сожалений. Что само по себе способно расстроить, разозлить, вывести из равновесия. Держитесь.
  • Из-под палки скорее всего научить  читать невозможно. А как-то ухитриться все равно надо. Как? Спокойно, последовательно, без выговоров и нравоучений.
  • Ну что толку сравнивать их с нами? Только расстроимся и запутаемся. А потом все равно придётся признать, что они многое и так знают – где-то слышали, что-то смотрели, запомнили то, что рассказывали мы.
  • Просто покупайте хотя бы иногда книги, приносите домой, читайте с интересом сами – и дети однажды тоже возьмут их в руки.
  • Научитесь использовать телевизор по назначению. Посмотрите интересующую вас программу и выключите. Тогда у всех в семье прибавится свободного времени.
  • Даже если ваш ребёнок совсем большой – почитайте ему на ночь хорошую книгу. Можно читать по вечерам то, что они проходят в этом году по литературе. Интересные, между прочим, попадаются произведения. «Мёртвые души», например, «Пиковая дама», «Слово о полку Игореве»…

1234qwer

Наверное, в каждой семье найдутся свои фирменные рецепты, как увлечь ребёнка чтением. Мы будем рады, если Вы, уважаемые родители, поделитесь секретами.

Ещё в этой статье хотелось бы опубликовать открытое письмо учителя. Оно тоже посвящено нашей теме – любви к книге и чтению, как источнику образованности и личного роста.

Почему книги лучше, чем фильмы.

7527

Дорогие ребята и их родители!

            В своём открытом письме я хочу поразмышлять о необходимости читать книги для того, кто считает себя свободным человеком и собирается становиться умнее и добрее. Я пишу это письмо-обращение, потому что это беспокоит меня и многих родителей.

  1. Просмотр фильма – это удовольствие (как вкусная конфетка или игра на планшете).

Как  делается фильм? Автор фильма читает хорошую книгу, пытается понять смысл прочитанного (то есть отвечает на вопросы: «Зачем писатель об этом написал?», «Что  он этим хотел сказать?»). Поняв замысел писателя, автор фильма думает о том, как это объяснить зрителям. Он представляет (в уме) картины из будущего фильма, игру актёров. Потом всё это объясняет актёрам, операторам, художникам – всем тем, кто будет делать фильм. Затем очень долго фильм снимают. Если режиссер, актёры, художник, оператор сделали свою работу хорошо, то зрители получат удовольствие, если фильм получился плохим, то зрители удовольствия не получат. Зритель не свободен, он зависит от того, кто и как делал фильм.

  1. Удовольствие только развлекает. Человек от этого лучше, умнее, добрее не становится!

Зритель ведь сам почти ничего не делал. Для него все сделали автор, актёры и т.д. Если человек сам не делает, то он не изменяется к лучшему. С удовольствием всегда так. Например, когда вы едите вкусную конфету, вам приятно. Но ведь вы от этого не становитесь лучше. Лучше стал тот, кто сделал для вас эту конфету. Вы только её съели, а они придумали и изготовили  её.

  1. Человек становится лучше только тогда, когда что-то делает сам.

Например, если ты читаешь сам книгу (лучше, когда вслух и для кого-нибудь), то представляешь героев, их действия, переживания, ты работаешь автором фильма. Если ты ещё при этом стараешься сыграть роли героев, то ты уже актёр. Конечно, это трудно (не то что конфетку разжевать), конечно, это долго (это ведь не кнопки на нажимать), но это делает человека лучше, чем он был. От этого человек получает не удовольствие, а удовлетворение. Это человек запоминает на всю жизнь.

  1. Каникулы – самое лучшее время для чтения книг. Во время каникул для этого больше времени.

Теперь я хочу обратиться к тем, кто считает себя свободным человеком, человеком думающим и делающим добро.

Думать нужно всегда, работать нужно каждый день! Только тогда ты становишься лучше. Человек не стоит на месте никогда. День, когда ты работал, делает тебя лучше, день безделья делает тебя хуже.

Сила человека в умении мыслить, слабость человека в безделье!

Читать нужно каждый день!

Если читаешь 30 мин в день, это для тебя хорошо, если час – очень хорошо, если больше – просто замечательно!

Кто не читает, тот не хочет становиться свободным.

Открытое письмо Юрия Чудинова, учителя начальной школы №81 г.Перми, своим ученикам и их родителям.

С автором можно  согласиться, а можно и не согласиться. Можно предложить свои размышления. Бесспорным остаётся одно: дети и прекрасные добрые умные книги неразделимы. Пусть дети читают книжки, восторгаются ими, мечтают, делятся с друзьями. И давайте мы, взрослые, поможем и поддержим ребят в этом добром деле.

g-w-book kids-reading-a-imaginative-book_23-2147531916 240_F_99569745_aKxnNCzigMXNZfcuuLIv88TCC5CQPnAq